Сирано де Бержерак (1942)
Героическая комедия в 5 актах
Премьера состоялась в Омске, где Театр имени Евг. Вахтангова находился в эвакуации с ноября 1941 по август 1943 г. Спектакль вошел в золотой фонд русского театра. И вновь в центре была великолепная пара: Рубен Симонов и Цецилия Мансурова. Мансуровская Роксана , с ее живым и подвижным темпераментом, с ее остроумием — настоящим «изяществом ума» — была французской кокеткой, избалованной вниманием света. На глазах у зрителей она превращалась в женщину, способную понять прекрасную душу некрасивого Сирано. Симонов, позже, в Москве, получивший Сталинскую премию за роль Сирано, играл поэта, но в той же мере и воина, и влюбленного, он был и романтиком, и насмешником.
«Когда любишь пьесу, всегда мысленно представляешь себе наиболее близкий для нее театр. Таким кажется Театр имени Вахтангова. Как свойственно этому театру «чувство праздника»! У режиссера спектакля — Н. Охлопкова щедрая выдумка. Ростановский стих превосходно одет — блеском, темпом, музыкой, жестом. Сцена щедро одарена красками. Замечателен жест, — актеры «подымают слова и дают им секунду посверкать между своими пальцами, точно это перстни». Ритм строг и вместе с тем свободен, — он сам рождается из музыки стиха, из красок, из движения, приданного строфе. Сирано — в исполнении Симонова — блестящий и насмешливый, он умнее всех, кто его окружает. В знаменитом рассказе о полете на луну Сирано Симонова устраивает просто пир остроумия, легкости, блеска, он выдумывает с невероятным увлечением. Таким увлечением, что уже никто не помнит о том, что Сирано в эту минуту теряет любимую женщину. Он более мыслитель, нежели влюбленный, более насмешник, нежели романтик. Это очень умный и очень одинокий человек […]
Закутанная в кружева, в прелестную белую паутину, Роксана входит в спектакль, как сама любовь. Красивая и нервная Роксана, парижская модница, воспитанная на изящной литературе, — персонаж не слишком крупный, но постепенно в нем проступают новые, все более значительные очертания. Кокетка и причудница вырастает в женщину единой любви, способную на подвиг, на великую верность. Тонко и умно делает все это Мансурова […]
В. Кольцов не забыл прибавить Кристиану большую душевную чистоту. Это — талантливо и точно найденный Кристиан, не только очаровательный, но и правдивый» (Т. Тэсс, «Известия» от 24 декабря 1943 г.).
Основная сцена
Премьера состоялась 20 ноября 1942 года
Действующие лица и исполнители:
Постановочная группа:
Постановка |
Николай Охлопков |
Художник |
Вадим Рындин |
Музыка |
Александр Голубенцев |